ИМНС по Дзержинскому району Посещение мемориального комплекса Хатынь
22 марта исполнился 81 год со дня трагедии в Хатыни. Роковой мартовский день 1943 года стал последним для мирной белорусской деревни Хатынь и ее жителей. Преследуя партизан, немцы окружили деревню, согнали в сарай стариков, женщин и детей, заперли его и подожгли. 149 человек, в том числе 75 детей, сгорели заживо. Самому младшему – Толе Яскевичу было всего семь недель. На захваченных во время войны землях Белоруссии гитлеровцы использовали безжалостную тактику – принцип коллективного наказания. Утром 22 марта два взвода первой роты 118-го украинского полицейского батальона отправились восстанавливать поврежденную партизанами линию телефонной связи между поселком Плещеницы и Логойском. Их возглавлял шеф первой роты, гауптман охраной полиции Ганс Вёльке – чемпион берлинской Олимпиады 1936 года по толканию ядра и любимец Адольфа Гитлера.
Первоначально предполагалось, что на месте трагедии возникнет мемориал только сожженной Хатыни. Однако затем проект был пересмотрен, и Хатынь стала памятником всем сожженным в годы Великой Отечественной войны деревням Белоруссии. Их было 649. Больше половины из них после войны восстановили.
Тематически Хатынский мемориал состоит из нескольких частей, но имеет единое композиционное решение, которое повторяет планировку бывшей деревни. В центре комплекса – бронзовая скульптура "Непокоренный", высота которой составляет более шести метров.
Это символ человека, который восстал живым из огня, вынес оттуда тело мертвого мальчика и несет его через годы, произнося вечное проклятие фашизму, проклятие любому злу на земле. Это собирательный образ белорусского крестьянина. Его прообразом послужил Иосиф Каминский, чудом оставшийся в живых.
Рядом со скульптурой – сомкнутые гранитные плиты, напоминающие крышу сарая, в котором каратели сожгли жителей Хатыни.
На братской могиле – мраморный венок памяти с символическим обращением погибших к живым:
"Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!"
С другой стороны венка – ответ живых погибшим:
"Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею".
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где раньше были сельские дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, обожженные огнем.
Перед каждым из сожженных домов, как символ гостеприимства жителей деревни, установлена открытая калитка. На трубах-обелисках – бронзовые таблички с именами тех, кто родился и жил в этом доме, а позже погиб в огненном плену. Сверху каждого обелиска установлен хатынский колокол.
На территории комплекса находится единственное в мире Кладбище деревень – 185 символических могил, каждая из которых напоминает об одной из сожженных вместе с жителями в годы Великой Отечественной войны, но так и не восстановленных белорусских деревень. 186-я невозрожденная деревня – это сама Хатынь (мемориал открыли в 1969 году, и на тот момент была известна именно эта цифра, позже она изменилась).
Каждая символическая могила сожженной деревни представляет собой пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени – символ того, что поселение было сожжено. Тут же в траурной урне хранится земля из уничтоженной карателями деревни.
Рядом с Кладбищем деревень установлена Стена Скорби – железобетонный блок с нишами, в которых находятся мемориальные плиты с названием 66 крупнейших лагерей смерти и мест массовой гибели людей. Еще один мемориальный элемент хатынского комплекса – Древо жизни, на ветвях которого в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, сожженных оккупантами вместе с жителями, но восстановленных после войны. В память обо всех погибших во время войны жителях Белоруссии горит Вечный огонь.
Судьбу Хатыни во время Великой Отечественной войны, по последним данным, повторили не менее 216 населенных пунктов на территории Белорусской ССР. Все они были уничтожены и не возродились.
Память о них осталась в книге "Я из огненной деревни…" – это документальный сборник воспоминаний про уничтожение фашистами белорусских деревень и о партизанах во время войны, собранный и составленный писателями Алесем Адамовичем, Владимиром Колесником и Янкой Брылем:
"Белорусские Хатыни – это та реальность, практика, которую фашизм готовил целым странам и континентам, однако широко начать успел только здесь. Огромными жертвами советский народ заплатил за то, чтобы мир, другие народы не испытали того же, не познали сотен и тысяч Хатыней. Своими Хатынями заплатил. Это должны понимать, знать те, кто приезжает, приходит сюда – в Хатынь. Об этом немо кричит резкая, темная фигура старика с таким каменным и таким мягким телом мертвого мальчика на руках, об этом кричат названия бывших деревень на страшном Кладбище деревень – единственном на Земле".
К 80 й годовщине трагедии в мемориальном комплексе открылся уникальный музей — эмоциональное пространство, попав в которое каждый посетитель пропустит через себя всю боль и ужасы войны, прочувствует горе, которое она несет.
Коллективом инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району в 2023 году был посещен данный музей.